Критерии сомнительных операций, подлежащих финансовому мониторингу

Финансовые операции, подлежащие обязательному финансовому мониторингу

Финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу, если сумма, на которую она проводится, равняется или превышает 80 тыс. грн. или равняется или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 80 тыс. грн., и имеет один или более признаков, указанных ниже:

• перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета из-за границы, а также перевод средств на счет, открытый в финансовом учреждении в стране, которая отнесена Кабинетом Министров Украины в перечень оффшорных зон ;

• покупка (продажа) чеков, дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличные;

• зачисление или перевод денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), проведение финансовых операций с ценными бумагами в случае, когда хотя бы одна из сторон является физическим или юридическим лицом, имеющим соответствующую регистрацию, место жительства или место нахождения в стране (на территории), которая не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в вышеупомянутой стране (на вышеупомянутой территории ). Перечень таких стран (территорий) определяется в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины на основе перечней, утвержденных международными организациями, деятельность которых направлена ​​на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;

• перевод средств в наличной форме за границу с требованием выдать получателю средства наличностью;

• зачисление на счет средств в наличной форме с их последующим переводом того же или следующего операционного дня другому лицу;

• зачисление денежных средств на счет или списание денежных средств со счета юридического лица, период деятельности которого не превышает 3 месяцев со дня регистрации, либо зачисление денежных средств на счет или списание денежных средств со счета юридического лица в случае, если операции по указанному счету не проводились с момента его открытия;

• открытие счета с внесением на него средств в пользу третьего лица;

• перевод лицом средств за границу при отсутствии внешнеэкономического контракта;

• обмен банкнот, особенно иностранной валюты, на банкноты другого номинала;

• проведение финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не размещенными в депозитариях;

• приобретение лицом ценных бумаг за наличные;

• выплата физическому лицу страхового возмещения или получение страховой премии;

• выплата лицу выигрыша в лотерею, казино или в другом игорном заведении;

• размещение драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей в ломбард.

Финансовые операции, которые подлежат внутреннему финансовому мониторингу

Внутреннему мониторингу подлежат операции с такими признаками:

1) запутанный или необычный характер финансовой операции, не имеет очевидного экономического смысла или очевидной законной цели:

• принятие субъектом первичного финансового мониторинга средств от лица, которое предлагает или соглашается на получение процентов по депозиту, ниже процентной ставки, установленной в банке на текущий момент, или уплату комиссий (платы за совершение отдельных операций с его средствами) в размерах, превышающих определенные субъектом первичного мониторинга по тождественным вкладам или операциям на текущий момент (таким операциям могут быть размещение иностранными лицами - юридическими или физическими - денежных средств в депозит на выгодных для них условиях или требование клиента срочно осуществить операцию и предложением уплатить комиссионные, значительно превышают установленные банком и т.д.);

• требование лица провести операцию по правилам, отличным от установленных законодательством и внутренними документами субъекта первичного мониторинга по таким операциям по смыслу или по срокам ее проведения (признаком таких операций может быть требование клиента произвести платежи при наличии неполного пакета документов);

• внесение лицом в ранее согласованную схему проведения операции (операций) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества, в том числе неоднократное изменение банковских реквизитов бенефициара после предоставления первого поручения на перевод средств или индоссацию платежных документов , предоставление поручения на перечисление средств бенефициару через два и более счетов других лиц (в этих операций могут быть отнесены перечисления средств в пользу нерезидентов через счета нескольких посредников; указание в платежных поручениях сложных реквизитов с несколькими банками-посредниками и т.п.);

• предоставление лицом информации, которую невозможно проверить, например, указания в платежном поручении неполных, несодержательные (только название и налоговый код нерезидента) или лишних реквизитов получателя средств;

• невозможность установления контрагентов лица, принятие субъектом первичного финансового мониторинга средств (платежных документов к их оплате) от лица, которое направляет средства в адрес другой стороны гражданско-правового договора, вследствие чего такие средства возвращаются без выполнения финансовой операции через ненахождения такой стороны или из-за ее отказа в их принятии (такой операцией может быть перечисление средств в пользу нерезидента, когда зачисление средств иностранным банком на счет получателя невозможно из-за отсутствия такого клиента);

• отказ в предоставлении лицом (клиентом) сведений, предусмотренных законодательством и соответствующими внутренними документами субъекта первичного финансового мониторинга;

• регулярное заключение лицом срочных сделок или использование других производных финансовых инструментов, особенно таких, которые не предусматривают поставки базового актива, по финансовым «операциями с одним или несколькими контрагентами, результатом чего есть постоянная прибыль или постоянные убытки лица;

• принятие субъектом первичного финансового мониторинга средств (платежных документов к их оплате) от лица, которое осуществляет неоднократный обмен ценных бумаг на другие ценные бумаги в течение текущего года без получения или предоставления денежных компенсаций, связанных с таким обменом;

• наступлении страхового случая в течение короткого срока, который определяется специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг, после заключения страхового соглашения;

• несоответствие финансовой операции деятельности юридического лица, установленной уставными документами этого лица:

• не связано с деятельностью лица существенное увеличение остатка на счете, который впоследствии перечисляется другому субъекту первичного финансового мониторинга или используется для целей покупки иностранной валюты (с переводом в пользу нерезидента), ценных бумаг на предъявителя;

• отсутствие связи между характером и родом деятельности лица с услугами, за которыми лицо обращается к субъекту первичного финансового мониторинга;

• регулярное представление чеков, эмитированных банком-нерезидентом и индоссированных нерезидентом, на инкассо, если такая деятельность не соответствует деятельности лица, известной субъекту первичного финансового мониторинга;

• зачисление на счет лица значительного количества платежей от физических лиц на сумму, не превышающую сумму, определенную ст. II этого Закона (80 тыс. грн.), В том числе через кассу субъекта первичного финансового мониторинга, если деятельность лица не связана с оказанием услуг населению, сбором обязательных или добровольных платежей;

• существенное увеличение доли наличности, поступающей на счет лица, если обычными для основной деятельности лица являются расчеты в безналичной форме;

• размещение на счете значительной суммы наличных средств лицом, которое по уровню дохода или сферой деятельности не может осуществлять финансовую операцию на такую ​​сумму;

• разовая продажа (покупка) лицом большого пакета ценных бумаг, которые свободно не обращаются на организованном рынке, при условии, что лицо не является профессиональным участником рынка ценных бумаг и ценные бумаги не передаются ему в погашение просроченной задолженности контрагента перед лицом;

♦ выявление неоднократного совершения финансовых операций, характер которых дает основания полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного финансового мониторинга, предусмотренных настоящим Законом:

• регулярное зачисление на счет лица (в случае юридического лица, если это не связано с его основной деятельностью) средств в наличной форме с последующим переводом всей или большей части суммы в течение одного операционного дня или следующего за ним дня на счет клиента, открытый в другого субъекта первичного финансового мониторинга, или в пользу третьего лица, в том числе нерезидента;

• передача лицом поручения на осуществление финансовой операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение лица без установления прямого (личного) контакта с субъектом первичного финансового мониторинга. Примером таких операций может быть посещение банка конкретным физическим лицом в качестве представителя различных (особенно по специфике деятельности) юридических лиц с целью получения банковских услуг в их пользу.

Внутренний финансовый мониторинг может осуществляться и относительно других финансовых операций, когда у банка возникают основания считать, что финансовая операция проводится с целью легализации (отмывания) доходов.

В ходе анализа финансовых операций возникают отдельные вопросы и противоречия, связанные с применением тех или иных критериев. Например, не всегда четко можно определить сферу деятельности предприятия, поскольку в большинстве уставов предприятий перечислены все возможные виды деятельности, включая «и другие». Неоднозначное толкование указанных критериев может привести к обвинению банковского работника в невыполнении требований закона относительно конкретного субъекта или операции.

Банками Украины принимаются меры по предотвращению проведению операций по легализации средств, полученных преступным путем. С этой целью вводят процедуру «Знай своего клиента», осуществляют идентификацию клиентов при открытии и ведении их счетов, особого внимания уделяют проверке состава учредителей, учредительных документов и документов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность клиента - юридического лица. Проверяются документы и основания для осуществления клиентами операций, контролируется движение средств на их счетах, внедряют процедуру информирования уполномоченных и компетентных органов в случае выявления операций с признаками сомнительных.

Русский