Мировая практика предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем

Одной из современных мировых финансовых проблем является привлечение банков к легализации доходов, полученных преступным путем, что наносит ощутимые убытки кредитным учреждениям, подрывает доверие вкладчиков, и вредит экономике государства. В мире еще с середины 1980 г. ведется активная борьба с отмыванием «грязных денег». К этому побудило рост преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков и торговлей оружием, увеличение числа террористических случаев, активное инвестирование капиталов сомнительного происхождения в экономику некоторых государств, в том числе развитых. Новым толчком к активизации деятельности по противодействию легализации криминальных доходов стали события 11 сентября 2001 г. в США и, как следствие, мотивированное ими усиление мировой борьбе с терроризмом.

Термин «отмывание грязных денег» впервые использовано в 80-х годах XX ст. в США применительно к доходам от наркобизнеса. Он означает процесс превращения нелегально полученных средств на легальные деньги. В международном праве определение легализации (отмыванию) доходов от преступной деятельности дано в Венской конвенции ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 19 декабря 1988

Согласно ст. 3 настоящей Конвенции, под легализацией (отмыванием) доходов от преступной деятельности понимают

• «конверсию», или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате любого правонарушения или преступления, связанного с оборотом наркотических средств, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях с целью сокрытия или утаивания незаконного источника собственности или с целью оказания помощи любому лицу, которое принимает участие в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;

• сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности или ее принадлежности, если известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

• приобретение, владение или использование имущества, если в период его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или в результате участия в таком правонарушении или в правонарушениях;

• участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении.

Благоприятные условия, для отмывания денег возникают на новых финансовых рынках в странах с переходной экономикой. По экспертным оценкам, ежегодно в мире в законный финансовый оборот вливается 150-500 млрд. долларов США, полученных преступно.

С целью борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем, на встрече руководителей стран Большой семерки в Париже в 1989 г. была создана Группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем (далее-FATF).

FATF - межгосударственный орган, который разрабатывает политику борьбы с легализацией средств, полученных преступным путем, и способствует ее выполнению на национальном и международном уровнях. В FATF вошли 31 страна-участница - Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Гонконг (Китай), Люксембург, Мексика, Нидерланды, Германия, Новая Зеландия , Норвегия, Португалия, Российская Федерация, Сингапур, Южная Африка, Соединенные Штаты Америки, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция и Япония - и две региональные организации - Европейская комиссия и Совет сотрудничества стран Персидского залива.

FATF сотрудничает с другими международными организациями, действующими в этой сфере:

• Отделом ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности, Советом Европы,

• Азиатско-тихоокеанской группой по борьбе с отмыванием средств;

• Целевой группой финансовых действий стран Карибского бассейна.

Секретариат FATF содержится в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Основная задача FATF - обеспечить принятие всеми финансовыми центрами международных стандартов в сфере предотвращения, выявления и привлечения к ответственности за отмывание денег. Для выполнения этой задачи Ратри была разработана Сорок рекомендаций, которые являются международными стандартами и составляют базовую структуру направленных против отмывания денег мер, которые должны применяться на общемировом уровне. Эти рекомендации определяют общие принципы действий, которые должны найти свое отражение в национальных законодательствах стран по вопросам уголовной ответственности, осуществления правосудия, применения мер административного и гражданского принуждения, деятельность финансовой системы, вопросы международного сотрудничества.

Выполнению основного задания FATF должны способствовать такие направления ее деятельности:

• распространение информации о мерах в сфере борьбы с отмыванием денег на всех континентах и ​​во всех регионах мира;

• мониторинг реализации Сорока рекомендаций в странах - членах FATF;

• анализ тенденций в сфере отмывания денег и разработка соответствующих контрмер (проведение "типологических исследований» с целью выявления новых схем отмывания денег) и другие.

Рекомендации формально не является обязательным к выполнению международной конвенции, однако многие страны мира взяли обязательство бороться с отмыванием денег реализуя Сорок рекомендаций.

FATF осуществляет мониторинг и анализ как состояния борьбы стран-членов FATF с отмыванием средств, так и процессов приведения в соответствие с рекомендациями FATF законодательств ряда стран, присоединившихся к общемировой борьбе с отмыванием «грязных» средств. В случае отрицательных выводов по результатам такого анализа FATF вправе принять следующие меры воздействия:

♦ предупреждение отдельной стране;

♦ внесении страны в «черный список» (список стран, не сотрудничающих с FATF по борьбе с отмыванием средств);

♦ применение рекомендаций по ограничению сотрудничества со странами-нарушителями.

Следствием применения таких санкций могут быть ограничения и приостановления расчетов, блокирования средств на корреспондентских счетах банков на счетах предприятий, закрытия этих счетов и т.п.. «Черный список» основано в июне 2000 г. В него были внесены 15 стран, среди которых Израиль, Лихтенштейн, Россия. В сентябре 2001 г. Украина также внесены в «черный список» из-за несоответствия законодательства по борьбе с отмыванием средств требованиям FATF. Впоследствии в список были включены еще 8 стран: Гватемала, Египет, Индонезию, острова Кука, Мьянму (бывшую Бирму), Науру, Нигерии, Филиппины.

Русский