Сравнительный анализ международного и украинского законодательства по борьбе с отмыванием денег

На современном этапе в финансовой системе всех стран борьба с отмыванием денег, полученных преступным путем, - дело исключительное значение. С этой целью разрабатываются и принимаются соответствующие законы и нормативные акты на национальном и международном уровне. Ведущие мировые банки устанавливают специальные правила, а органы исполнительной власти вводят соответствующие системы контроля, дают рекомендации по конкретным направлениям борьбы с этим явлением и др..

Oдин из базовых документов для стран и финансовых учреждений в этой сфере - рекомендации FATF. В частности, основные положения рекомендаций предусматривают:

• необходимость определения странами перечня и признаков операций, связанных с легализацией полученных преступным путем средств, с учетом приведенных в рекомендациях принципов;

• основные правила идентификации клиентов и мониторинга информации;

• необходимость создания в странах уполномоченных органов, ответственных за борьбу с легализацией «грязных» средств;

• необходимость тесного сотрудничества финансовых учреждений с компетентными органами по вопросам противодействия отмыванию средств и т.п..

Учитывая эти положения, государства разрабатывают и реализуют собственную систему и меры борьбы с легализацией грязных денег. В Греции предусматривается идентификация клиентов при заключении контрактов, открытия счетов, найма сейфов, кредитования под залог; но требуют идентификации страховые операции на незначительные суммы и сроки и связанные с пенсионным страхованием. Ирландией принято Уголовный юридический акт (1994 г.), обязывающее финансовые институты потребовать от новых клиентов, осуществлять крупные сделки, документального подтверждения происхождения денег. В Италии, согласно законодательству банки и другие посреднические структуры обязаны вести подробную документацию относительно валютных операций резидентов, чтобы исключить возможные попытки отмывания средств.

На Кипре, который является оффшорной зоной, основной принцип стратегии банков - «Знай своего клиента» - направлен на выявление лиц, которые имеют несколько доверительных счетов, не совместимых с формой их бизнеса, или счетов, на которые поступают депозиты от большого количества различных частных адресатов , а также тех клиентов, которые пытаются открыть счет на большую сумму даже на невыгодных условиях. Согласно стратегии банкиры знать происхождение средств, историю всех открытых в банке счетов, периодичность обращений клиента к банку.

Рекомендациями Министерства финансов США предлагается тщательно исследовать все доступные факты по сделкам на суммы от 10 тыс. долларов США, особенно по трансакций и банковских отношений, когда отсутствует точная идентификация клиентов, транзакций, осуществляемых с участием третьих стран и т.д.. Крупнейшие банки США повышают расходы на технологии анализа данных о денежные трансферты для выявления подозрительной деятельности.

Кроме того, иностранные банки должны обеспечивать хранение информации по результатам идентификации клиентов на срок не менее 5 лет.

Законодательство многих стран, несмотря на обязательность идентификации клиентов, запрещает открывать анонимные счета или счета на предъявителя. Австрия - единственное государство в Европейском Союзе, которая позволяла вести анонимные банковские счета, под давлением FATF была вынуждена разработать программу их поэтапной отмены. Еще в 1991 г. Федеральная банковская комиссия Швейцарии запретили открывать анонимные счета (за исключением чрезвычайных случаев) и лишила распорядителей имущества права скрывать при открытии счетов настоящие имена своих клиентов.

Эти же тенденции действуют и в оффшорных странах. Ассоциация банков Лихтенштейна обязал банки прекратить практику ведения анонимных банковских счетов и требовать от агентств по доверительному управлению средствами и адвокатов, которые открывают такие счета и управляют ими, обнародование информации о лицах, от имени которых они действуют.

Европейским Союзом 19 июня 1991 принято Директиву, которой определено, что требования по идентификации клиентов распространяются на любые сделки на суммы, превышающие установленную законодательством определенной страны границу. В международной практике ограничения устанавливается в среднем от суммы 10 тыс. долларов США. В Бельгии финансовые органы проверяют все сделки по перемещению денег на сумму свыше 10 тыс. евро. В Латвии действует Закон «О предотвращении легализации средств, добытых преступным путем», принятый в декабре 1997 г., в котором установлены признаки средств, полученных преступным путем, перечень финансовых операций, подлежащих особому контролю, а также минимальную сумму, начиная с которой необходимо обязательная идентификация клиента - 10 тыс. латов (17,7 тыс. долларов США). Согласно Закону Литвы «О предотвращении отмывания денег» (январь 1998 г.), банки и другие кредитные учреждения, страховые компании, таможня, почта, нотариусы, ломбарды, спецслужбы страны дают налоговой полиции сведения о лицах, подозреваемых в отмывании средств, о все операции на сумму свыше 50 тыс. литов (16,9 тыс. долларов США), а также об обмене валюты на сумму свыше 10 тыс. литов (3,4 тыс. долларов США).

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействия легализации (отмьиванию) доходов, полученньих преступньим путем» операции, сумма которых равна или превышает 600 тыс. рублей (19,5 тыс. долларов США) и имеют определенные этим законом признаки сомнительности, подлежащих обязательному контролю в целях противодействия легализации полученных преступным путем средств.

В Украине существует процедура обязательного финансового мониторинга, которому подлежат операции, сумма которых равна или превышает 80 тыс. гривен, и имеют один или более признаков, определенных Законом Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» . Кроме того, согласно Закону Украины «О банках и банковской деятельности» украинские банки обязаны идентифицировать клиентов, осуществляющих операции с наличными без открытия счета на сумму, превышающую эквивалент 50 тыс. гривен.

В Польше обязательно контролируют операции с крупными суммами наличных денег, особенно если ранее подобные суммы по счету не проходили. Проверяют также поступления значительных переводов из стран, известных как производители наркотиков или подозреваются в причастности к терроризму и тому подобное. Повышенное внимание уделяется клиентам, которые имеют значительные суммы на счетах в нескольких банках и переводят их в третьи страны.

Законодательством Франции отмывания денег трактуется еще шире. Согласно закону, принятому во Франции в 1996 г., средства, полученные в результате преступных действий, считаются незаконными, а все операции с ними - отмыванием «грязных» денег, что является уголовным преступлением. Так правительство страны подтвердило желание содействовать в финансовом уровне борьбе с терроризмом, наркобизнесом, организованной преступностью, мошенничеством с налогами, нарушениями таможенных правил. Кроме того, Франция также рассматривает вопросы распространения понятия «грязных» денег на средства от деятельности международных преступных организаций.

Почти во всех странах созданы специальные организации, занимающиеся вопросами борьбы с отмыванием денег. В США - это Департамент по усилению борьбы с финансовыми преступлениями, созданный при Министерстве финансов США; в Канаде - Центр анализа финансовых операций; в Японии - Японский офис финансовой разведки; в Бельгии - созданный при Министерстве финансов и юстиции Сектор обработки финансовой информации; в Греции - Специальный комитет по борьбе с отмыванием денег; в Аргентине - Комитет по финансовой информации; в Бразилии - Совет по контролю за финансовой деятельностью. В Мексике существуют даже две специальные организации - Генеральный директорат для расследования трансакций и Агентство по борьбе с отмыванием денег.

11 ноября 2002 Россия была исключена из «черного списка» FATF, несмотря на многочисленность в России государственных лиц разных уровней, которые должны бороться с легализацией средств, и почти отсутствие банковской тайны. Сейчас Россия является страной - «наблюдателем» при FATF (аналогично Южно-Африканской Республике). К системе соответствующих органов и организаций Российской Федерации входят: Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу, Генеральная прокуратура России, Министерство юстиции России, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба внешней разведки, Межведомственный центр при Министерстве внутренних дел России по противодействию легализации (отмыванию ) доходов, полученных преступным путем, кредитные организации, Банк России и т.д..

В Украине субъектами государственного мониторинга выступают Департамент финансового мониторинга - специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга - правительственный орган государственного управления в составе Министерства финансов Украины, Национальный банк Украины, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.

Специально созданные организации, уполномоченные заниматься вопросами борьбы с отмыванием денег, часто называют «финансовыми разведками» и им принадлежит очень важная роль в борьбе с отмыванием денег. В задачи таких организаций входят сбор и анализ информации, поступающей от финансовых органов, его расследование, передача дел правоохранительным органам о сделках, которые могут быть связаны с отмыванием денег. Международное сотрудничество национальных органов по борьбе с отмыванием денег осуществляется путем участия в Эгмонтской группе, которая была создана в 1995 г., в состав которой входят финансовые разведки более 60 стран мира. Задачей Группы является организация сотрудничества между финансовыми разведками стран-членов с целью совершенствования их национальных программ по борьбе с отмыванием средств, которая, в частности, предусматривает:

• расширение и систематизацию информации, которой обмениваются финансовые разведки;

• совершенствование процессов расследования;

• повышение квалификации сотрудников и обмен опытом;

• развитие каналов связи финансовых разведок путем внедрения новых технологий.

Международное сотрудничество Украины с другими странами мира по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма осуществляется в соответствии с Конвенцией об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем (1990 г.), международных договоров Украины, Закона Украины « О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем »и другие.

Действующим законодательством стран предусматривается ответственность за надлежащее информирование учреждениями, осуществляющими идентификацию клиентов, уполномоченных органов. Учреждения, предоставляя органам информацию (даже если подозрения не подтвердились), имеют право не соблюдать банковской тайны, но нести ответственность за разглашение фактов сообщения третьим лицам. В Италии лицам, которые отказались сообщить об операциях по отмыванию «грязных» денег или предоставили недостоверную информацию, грозит лишение свободы сроком от 6 месяцев и штраф.

В Великобритании лицам, которые знали о указанные операции, но не сообщили о них соответствующие органы, грозит заключение до 5 лет, а за разглашение информации преступнику или третьему лицу - до 5 лет. Одновременно бездействие финансовых учреждений, не помешали легализации незаконно полученных средств, считается уголовным преступлением.

В Украине ответственность субъектов первичного финансового мониторинга за непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверной информации специально уполномоченному органу исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга об операциях, подлежащих первичному финансовому мониторингу, предусмотрена Кодексом Украины об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом Украины в виде наложения штрафа от 50 до 2 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ) или ограничение свободы на срок до 2 лет, или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Разглашение информации, предоставляется специально уполномоченному органу исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга, или факта предоставления такой информации, согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом Украины, карается наложением штрафа от 100 до 3 тыс. НМДГ или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

В большинстве стран отмывание денег признано преступлением, влекущим за собой уголовную ответственность. Этот момент четко зафиксирован в американских законах и законах многих других стран, а в законах ряда стран прямо указывается, что рассмотрению такого рода дел должен отдаваться приоритет по сравнению с другими вопросами.

В Украине ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, предусмотрена Уголовным Кодексом Украины и наказывается лишением свободы на срок от З до 15 лет с конфискацией имущества, применением дополнительных санкций и т.д.. Это свидетельствует, что Украина является одной из стран с самой жестокой ответственностью за легализацию преступных средств и несообщение или незаконное разглашение информации о лицах, осуществляющих сомнительные финансовые операции.

Почти все страны мира имеют законы по вопросам противодействия легализации средств и специальные уполномоченные органы контроля за такими операциями, внедрена система мониторинга и информирования этих органов о субъектах, осуществляющих сомнительные финансовые операции и установлена ​​ответственность за легализацию денежных средств и несообщение о указанные операции.

О серьезности намерений Украины в борьбе с «отмыванием» денег, полученных преступным путем, свидетельствует процесс адаптации национального законодательства в этой сфере с международными стандартами. Подписан и ратифицирован Конвенция ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (Венская конвенция), которая вступила в силу 27 ноября 1991 г., и Конвенцию о «отмывания», поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем ( 1990 г., Страсбургская конвенция), которая вступила в силу 1 мая 1998 г. Это позволило углубить международное сотрудничество по этим вопросам. Ратифицировав Венскую конвенцию, Украина приняла Закон «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими».

Украина стремится создать открытую и прозрачную экономику, для чего используя международный опыт, вводит механизмы, которые делают невозможным использование банковской системы для «отмывания» средств, полученных преступным путем. Так, до принятия Верховной Радой Украины Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», вопросы предотвращения легализации денег, приобретенных преступным путем, регулировались положениями Закона Украины «О банках и банковской деятельности» и Закона Украины « О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг ». Эти законы устанавливали общий долг банков по предотвращению использования банковской системы с целью легализации денег, приобретенных преступным путем, предусматривали обязательства банков по идентификации клиентов и уведомления соответствующих уполномоченных государственных органов о сомнительных, необычные и значительные операции, но при этом не определяли порядок сообщение банками соответствующих органов о таких операциях.

Постановлением Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины «О Сорок рекомендаций группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF)» от 28 августа 2001 г. № 1124 были закреплены базовые принципы по идентификации банковскими и небанковскими учреждениями своих клиентов и меры по борьбе с отмыванием денег, полученных преступным путем. К тому же Указом Президента от 10 декабря 2001 г. «О мерах по предотвращению легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» до принятия соответствующего законодательного акта, был установлен обязательный финансовый контроль за всеми финансовыми операциями, которые определены законом как значительные или сомнительные и осуществлялись на территории Украины физическими и юридическими лицами. Этот Указ также устанавливал, что обязательный финансовый контроль осуществляется банками и другими финансовыми учреждениями (первичный финансовый контроль) и государственными органами (государственный финансовый контроль).

К названным подзаконных актов следует добавить и Постановление Кабинета Министров Украины «Об определении критериев отнесения финансовых операций к сомнительным и необычным» от 29 мая 2002 г. № 700, которая определяла перечень признаков финансовых операций, которые могут быть отнесены банком к сомнительным и необычным. Однако, Постановление носило рекомендательный характер и четко не очерчивала все признаки сомнительности операций клиентов.

Следовательно, законодательство Украины по этим вопросам требовало усовершенствования с целью соответствия международным стандартам. На выполнение требований и рекомендаций FATF по совершенствованию законодательства по вопросам противодействия «отмыванию» грязных деньги 28 ноября 2002 года Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», которым определены меры обязательного и внутреннего финансового мониторинга, систему, задачи, обязанности и ответственность субъектов финансового мониторинга, критерии определения операций, подлежащих обязательному контролю и сообщению специально уполномоченному органу исполнительной власти и т.п..

Данным Законом определено понятие легализации (отмыванию) доходов, как совершение действий, направленных на сокрытие или маскировку незаконного происхождения средств или другого имущества или владение ими, прав на такие средства или имущество, источника их происхождения, местонахождения, перемещения, с целью придания правомерного вида владению , пользованию или распоряжению доходами или действий, направленных на сокрытие источников происхождения таких доходов. Закон предусмотрел создание Департамента финансового мониторинга - специального уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга, который действует в составе Министерства финансов Украины (далее - Уполномоченный орган), обозначил его задачи, функции и права. Закон определил субъектов государственного и первичного финансового мониторинга, их права и обязанности по вопросам финансового мониторинга и предоставления информации Уполномоченному органу. При этом предоставление информации субъектами первичного финансового мониторинга Уполномоченному органу в установленном порядке не является нарушением банковской или коммерческой тайны.

В Законе в разделе III определены признаки и критерии финансовых операций, подлежащих обязательному и внутреннему финансовому мониторингу, и предусмотрено, что лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность согласно законодательству. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом первичного финансового мониторинга требований настоящего Закона к нему может применяться в порядке, установленном законодательством, штраф в размере до 1000 НМДГ.

Неоднократное нарушение субъектами первичного финансового мониторинга требований Закона влечет по решению суда ограничение, приостановление действия и лишение лицензии или другого специального разрешения на право осуществления определенных видов деятельности в порядке, установленном законодательством.

Закон дополнил Кодекс Украины об административных правонарушениях статьей, предусматривающей наложение административных штрафов на должностных лиц - субъектов первичного финансового мониторинга за нарушение требований относительно идентификации лица, осуществляющего финансовую операцию, нарушение порядка регистрации финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу и т.д. (ст. 166-9 «Нарушение законодательства относительно предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»).

Русский