Субъекты и порядок осуществления первичного и государственного финансового мониторинга в Украине

Законом Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (далее - Закон) предусмотрено два уровня финансового мониторинга - первичный и государственный. Субъектами государственного финансового мониторинга являются:

5. центральные органы исполнительной власти и Национальный банк Украины, которые выполняют функции регулирования и надзора за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих осуществление финансовых операций;

6. специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга - правительственный орган государственного управления, действующий в составе Министерства финансов Украины - Государственный департамент финансового мониторинга (далее - Уполномоченный орган);

7. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.

Субъекты первичного финансового мониторинга

8. банки, страховые и другие финансовые учреждения;

9. платежные организации, члены платежных систем, эквайринговые и клиринговые учреждения;

10. товарные, фондовые и другие биржи;

11. профессиональные участники рынка ценных бумаг;

12. игорные заведения, ломбарды, юридические лица, которые проводят, любые лотереи;

13. учреждения и лица, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

14. другие некредитные учреждения;

15. предприятия и объединения связи, организации, осуществляющие перевод денежных средств;

16. другие юридические лица, которые согласно законодательству осуществляют финансовые операции.

Согласно Закону субъект первичного финансового мониторинга обязан:

1. устанавливать процедуру проведения финансового мониторинга и назначить работника, ответственного за его проведение;

2. проводить идентификацию лица, осуществляющего финансовую операцию, которая подлежит финансовому мониторингу в соответствии с настоящим Законом, или открывает счет (в том числе депозитный) на основании предоставленных в установленном порядке документов или при наличии оснований полагать, что информация относительно идентификации лица требует уточнения;

3. обеспечивать выявление и регистрацию финансовых операций, которые согласно этому Закону подлежат финансовому мониторингу;

4. предоставлять Уполномоченному органу информацию о финансовой операции, подлежащей обязательному финансовому мониторингу, не позднее чем в течение трех рабочих дней с момента ее регистрации;

5. содействовать работникам Уполномоченного органа в проведении анализа финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу;

6. предоставлять в соответствии с законодательством дополнительную информацию по запросу Уполномоченного органа, связанную с финансовыми операциями, которые стали объектом финансового мониторинга, в том числе такую, которая составляет банковскую и коммерческую тайну, не позднее чем в течение трех рабочих дней с момента получения запроса ;

7. содействовать субъектам государственного финансового мониторинга по вопросам проведения анализа финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу;

8. принимать меры по предотвращению разглашения (в том числе лицам, относительно финансовых операций которых проводится проверка) информации, которая предоставляется Уполномоченному органу, и другой информации по вопросам финансового мониторинга (в том числе о факте предоставления такой информации);

9. хранить документы, касающиеся идентификации лиц, совершивших финансовую операцию, что согласно этому Закону подлежит финансовому мониторингу, и всю документацию об осуществлении финансовой операции в течение пяти лет после проведения такой финансовой операции.

Одновременно требования по разработке, внедрению и постоянному обновлению правил внутреннего финансового мониторинга определяет ст. 63 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». А статья 64 Закона «О банках и банковской деятельности» устанавливает обязанность банка по идентификации клиентов, которые:

• открывают счета в банке;

• осуществляют операции, которые подлежат финансовому мониторингу;

• осуществляют операции с наличными без открытия счета на сумму, превышающую эквивалент 50 тыс. грн;

• лиц, уполномоченных действовать от имени указанных клиентов.

С целью идентификации и изучения клиента банк на основании предоставленных оригиналов или нотариально заверенных копий документов выясняет такую ​​информацию о нерезидентов:

для физических лиц:

♦ фамилия, имя, отчество (при его наличии);

♦ дату рождения;

♦ серию и номер паспорта (или другого документа, удостоверяющего личность), дату выдачи и орган, который его выдал;

♦ гражданство;

♦ место жительства или временного пребывания;

для юридических лиц:

• наименование;

• реквизиты банков, в которых открыты текущие счета, и номера этих счетов;

• данные о регистрации этого юридического лица на основании копии легализованного извлечения торгового, банковского или судебного реестра или удостоверенной нотариально регистрационного удостоверения уполномоченного органа иностранного государства о регистрации.

Идентификацию клиента осуществляется на основании оригиналов документов, представленных им, или нотариально заверенных их копий, а также в случае необходимости на основании информации, полученной вол органов государственной власти, банков, других юридических лиц и по результатам проведенных мероприятий по сбору информации о клиенте из других источников . Предоставленные клиентом нотариально заверенные копии документов, копии представленных им оригиналов документов и другие документы, являющиеся основанием для идентификации юридического или физического лица, должны содержаться в деле клиента и храниться в течение сроков, определенных законодательством Украины.

Идентификация физических и юридических лиц не является обязательным в случае осуществления финансовой операции, которые ранее были идентифицированы, и в случае заключения соглашений между банками, зарегистрированными в Украине.

Счет клиенту открывают и указанные операции осуществляются только после проведения идентификации личности клиентов и принятия мер в соответствии с законодательством, регулирующим отношения в сфере предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученный преступным путем. Когда возникает сомнение относительно того, действует лицо самостоятельно или как представитель другого лица, оно обязано по требованию субъекта первичного финансового мониторинга предоставить соответствующее документальное подтверждение и документы, необходимые для идентификации личности, которую она представляет.

Перед или после совершения финансовой операции субъект первичного финансового мониторинга выясняет возможность отнесения ее к финансовой операции, в соответствии с настоящим Законом подлежит финансовому мониторингу. В случае выявления такой финансовой операции она подлежит регистрации субъектом первичного финансового мониторинга. Для этого в реестре фиксируются лицо, которое совершает финансовую сделку, вид финансовой операции и основания для ее осуществления, дата и сумма.

Субъект первичного финансового мониторинга имеет право отказаться от обеспечения осуществления финансовой операции в случае установления, что она содержит признаки подлежащей финансовому мониторингу, и обязан идентифицировать и сообщить Уполномоченный орган о лицах, осуществляющих указанную финансовую операцию, и ее характер .

При установлении корреспондентских отношений банк выясняет, корреспондент надлежащие меры для предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Банку не рекомендуется устанавливать корреспондентские отношения с финансовыми учреждениями-нерезидентами, которые не принимают надлежащих мер для предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Банк разрабатывает критерии оценки риска проведения клиентом операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Банк имеет право требовать, а клиент обязан предоставить документы и сведения, необходимые для выяснения его личности, сути деятельности, финансового состояния. В случае непредставления клиентом необходимых документов или сведений либо умышленного предоставления неправдивых сведений о себе банк отказывает клиенту в его обслуживании. При наличии при осуществлении идентификации мотивированного подозрения относительно предоставления клиентом недостоверной информации или умышленного предоставления информации с целью введения в заблуждение банк должен предоставлять информацию о финансовых операциях клиента Уполномоченному органу.

В случае, когда субъекты первичного финансового мониторинга, которые осуществляют финансовые операции, подозревают или должны были бы подозревать, что такие финансовые операции связаны, имеют отношение или предназначенные для финансирования террористической деятельности, террористических актов или террористических организаций, они обязаны немедленно сообщить об этих операциях Уполномоченный орган и правоохранительные органы, определенные законодательством.

Для обеспечения надлежащего уровня подготовки персонала по вопросам предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, банк обязан ежегодно проводить соответствующее обучение. Программы обучения должны включать следующие мероприятия:

• ознакомление работников с международными документами и законодательством Украины, рекомендациями Базельского комитета банковского надзора по вопросам предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

• ознакомление работников с внутрибанковскими документами по вопросам финансового мониторинга,

• практические занятия по реализации правил внутреннего финансового мониторинга

• ознакомление со средствами и приемами изучения клиентов и проверки информации об их идентификации.

Субъекты первичного финансового мониторинга, их должностные лица и другие работники не несут дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за предоставление Уполномоченному органу информации о финансовой операции, если они действовали в рамках этого Закона, даже если такими действиями причинен ущерб юридическим или физическим лицам, и за другие действия, связанные с исполнением настоящего Закона.

Финансовый мониторинг делится на обязательный и внутренний.

Обязательный финансовый мониторинг - это совокупность мероприятий Уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга для анализа информации о финансовых операциях, предоставляемой субъектами первичного финансового мониторинга, а также мер по проверке такой информации в соответствии с законодательством Украины.

Внутренний финансовый мониторинг - деятельность субъектов первичного финансового мониторинга по выявлению финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, и других финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов.

Русский