Украина в международном правовом поле по противодействию сомнительным финансовым операциям

Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», от 28 ноября 2002 г. также не соответствовал требованиям FATF. Учитывая, что и после внесения в «черный список» в Украине не принимали нормативные акты, соответствующие рекомендациям FATF, организацией 20 декабря 2002 принято решение о применении санкций, направленных на усиление надзора и отчетности о финансовых операциях с партнерами из Украины, в частности:

• внедрение в странах-членах FATF обязательных требований по идентификации клиентов и усиление контроля надзорных органов и специальных финансовых надзорных органов этих стран, требований к финансовым организациям по идентификации получателей средств перед установлением деловых связей с физическими лицами или компаниями из Украины;

• усиление механизмов соответствующего отчета или систематического отчета об осуществленных с Украиной операции;

• обязательный учет при принятии решений об открытии в странах-членах FATF дочерних предприятий, филиалов или представительств банков Украины того факта, что соответствующий банк исходит из страны, не сотрудничает с FATF. Таким образом, введение в действие санкций FATF фактически невозможным открытие субъектами хозяйствования Украины, особенно банками, своих представительств, филиалов и отделений за рубежом в странах-членах этой организации;

• оговорки нефинансовым деловым кругам, что проведение операций с юридическими лицами с Украиной, как из страны, не сотрудничает с FATF, может сопровождаться риском отмывания денег.

Наряду с введением FATF указанных санкций Великобритания, Канада, Германия и США сообщили о применении собственных ограничительных мер с целью сокращения сотрудничества с субъектами хозяйствования Украины. Санкции были поддержаны 7 странами.

В частности, Министерство финансов Великобритании обязало банки предоставлять Национальной криминальной разведывательной службе информацию о всех операциях с Украиной, в прозрачности которых английские банки не уверены. Ассоциация банков Великобритании рекомендовал английским банкам не сотрудничать с украинскими банками, т.е. банки имели право закрывать корреспондентские счета украинских банков. Отдельные английские предприятия, осуществляя экспортно-импортные операции с партнерами из Украины, с целью пересмотра возможности дальнейшего сотрудничества выдвигали требования об обязательном предоставлении украинскими партнерами детальной информации о сфере их деятельности, состав акционеров и т.п..

Федеральное ведомство Германии по контролю финансовой деятельности приняло решение о проверке по отмыванию средств всех транзакций немецких банков с Украиной и в случае каких-либо сомнений немецкие банки должны информировать правоохранительные органы об операциях с Украины на сумму, превышающую 15 тыс. евро. Банкам также необходимо доводить добропорядочность украинского партнера, осуществляющего платежи. В случае несоответствия деятельности украинских банков международным стандартам борьбы с легализацией доходов Федеральное ведомство и соответствующие немецкие банки могут самостоятельно вводить ограничения на финансовые операции и расчеты с украинскими банками.

В то же время Министерство финансов США сообщило, что относит Украину к странам с высоким риском отмывания средств, полученных преступным путем. В связи с этим, согласно принятому в 2001 г. «USA PATRIOT Асt» («Акт 2001 года о предотвращении финансирования терроризма»), в Украине были приняты четыре из пяти специальных мер, направленных на сбор полной информации об участниках и содержания операций, проводимых через финансовые учреждения США украинскими партнерами. Пятый специальное мероприятие Министерства финансов США предусматривает запрет американским банкам открывать и вести корреспондентские счета (он был применен только к Науру). Итак, банки получили полномочия закрывать корреспондентские счета банков с Украиной при наличии подозрения в их причастности к отмыванию денежных средств или осуществления сомнительных операций.

По этому же поводу Центр анализа финансовых операций Канады сообщил национальные финансовые учреждения, все финансовые операции связаны с Украиной, считаются потенциально опасными и все организации при расчетах с украинскими партнерами должны срочно перейти на усиленный уровень безопасности и воздержаться от необоснованных финансовых операций. Согласно «Закону о борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма», при осуществлении украинскими банками операций с наличными средствами или инструментами, находящихся в обращении, на сумму 10 тыс. канадских долларов и более, перевозчики наличности должны сообщать о указанные операции. Агентство по декларированию доходов Канады, в свою очередь, направляет соответствующее сообщение в финансовой разведки Канады (Центр анализа финансовых операций Канады).

По представлению Комитета по финансовому мониторингу Российской Федерации от 21 мая 2003 г., Россия также внесла Украину в «черный список» стран, не противодействующих отмыванию грязных денег. Российские банки и другие уполномоченные организации должны в обязательном порядке сообщать о финансовых операциях свыше 600 тыс. российских рублей с партнерами стран из «черного списка».

Сейчас санкции FATF большинством стран отменен, и иностранные финансовые учреждения продолжают тщательно проверять все операции с украинскими контрагентами и сообщать уполномоченные органы своих стран о подозрительных операциях и такие, которые превышают установленную законодательством предел.

Русский